Неисправности ИБП и их диагностика
Существует несколько типичных неисправностей, которые характерны для источников бесперебойного питания разных производителей. Рассмотрим, какие проблемы встречаются у ИБП, как их диагностировать и устранять.
Неисправности ИБП и их диагностика
Существует несколько типичных неисправностей, которые характерны для источников бесперебойного питания разных производителей. Рассмотрим, какие проблемы встречаются у ИБП, как их диагностировать и устранять.
Как узнать о неполадках в работе ИБП
Большинство отказов в работе ИБП вызвано выходом из строя аккумуляторных батарей. Незначительная часть неполадок – около 2 % – связана с электроникой, неправильной настройкой или неправильной эксплуатацией оборудования. Типичные неполадки и способы их устранения описаны в инструкциях, которые производитель прилагает к устройствам. Более сложные поломки могут диагностировать и устранить сотрудники сервисных центров или технические специалисты с соответствующей квалификацией и инструментами.
Любую неполадку можно устранить только тогда, когда полностью понятна и прозрачна схема работы конкретной модели ИБП. В критичной ситуации основными источниками информации о неисправностях становятся системные сообщения. Условно их можно разделить на две категории.
- Информационные. ИБП с помощью световых индикаторов выдает оповещение о том, что в его работе наблюдаются отклонения или изменился режим. При этом источник бесперебойного питания продолжает функционировать в штатном режиме. Причиной информационных сообщений часто становится высокая температура окружающей среды, переключение на работу от аккумуляторных батарей, завершение батарейного теста и другие относительно безобидные ситуации.
- Аварийные. ИБП с помощью индикаторов и звуковых сигналов оповещает пользователя о серьезных сбоях в работе. В этом случае на корпусе загорается красный индикатор Fault (ошибка) и с определенной периодичностью – раз в несколько секунд – звучит короткий писк. После наступления аварийной ситуации ИБП может продолжать запитывать нагрузку, перейти в режим байпаса или отключиться. Конкретное действие зависит от модели оборудования.
Системное сообщение – всего лишь указание на неисправность, а не прямое руководство к действию. Нужно понимать структуру ИБП, чтобы устранить неполадку самостоятельно. Серьезное вмешательство в его работу способно вывести устройство из строя. Исключением будут те аварийные ситуации, которые описаны в официальной инструкции к ИБП. В остальных случаях, когда вероятную причину неисправности и способ ее устранения вы узнали из других источников (например, интернета), необходимо обратиться за консультацией к специалистам сервисного центра.
Как устранять типичные неисправности ИБП
В зависимости от применения источники бесперебойного питания можно разделить на две большие группы. Первые – с децентрализованным управлением, или локальные. Обычно это маломощные ИБП – от 1 до 10 кВА, – для защиты одного устройства, расположенного рядом с ИБП. Их используют в офисах для обеспечения бесперебойной работы персональных компьютеров и периферийной техники, в ЦОДах для питания серверов, на крупных объектах для электропитания систем наблюдения. В таких ИБП для определения причины неисправности ее устранения лучше обратиться к инструкции – с высокой вероятностью там будет описано решение проблемы. Типичные неполадки такого плана приведены в таблице ниже.
Переходим ко второй группе ИБП – централизованные (общие) ИБП мощностью 10 кВА и более, которые устанавливают в отдельном помещении, запитывая от них большое количество единиц оборудования. К таким ИБП подключают целые офисы, серверные стойки, рабочие места сотрудников предприятия, промышленное оборудование. Неисправности, которые характерны для них, описаны в руководствах пользователя. В некоторых случаях их можно устранить на месте. Но с этим типом ИБП возможен другой вариант развития событий – когда для диагностики и восстановления работоспособности потребуется обращение в авторизованный сервисный центр или к официальному дистрибьютору.
Практически у всех современных мощных ИБП есть дисплей, на который выводятся сообщения, указывающие на неисправность. По сообщениям можно понять суть проблемы и найти способ устранения неисправности. Но в большинстве случаев, если выводится аварийное сообщение, потребуется диагностика квалифицированного специалиста.
ИБП, к которому подключено критически важное оборудование. Например, медицинское оборудование или серверные стойки в банке – необходимо обязательно передавать на диагностику в авторизованные сервисные центры или к официальному дистрибьютору. Это относится и ко всем аварийным сообщениям в любых ИБП.