Куда движутся ЦОД: вычислительные мощности для себя и на продажу
Куда движутся ЦОД: вычислительные мощности для себя и на продажу
Главный драйвер развития рынка ЦОД — дефицит вычислительных мощностей. Это он заставляет увеличивать количество стоек, «играть» с плотностью размещения и строить новые дата-центры. Но так как на строительство с нуля обычно уходит два–три года, у крупного бизнеса есть повод задуматься, какой вариант лучше: инвестировать в строительство ЦОД под себя или если уже тратиться, то на амбициозный проект и в дальнейшем продавать мощности.
Что влияет на выбор масштабов ЦОД
Выбирать – строить для себя или на продажу – приходится компаниям, которые располагают свободными ресурсами и готовы вкладывать деньги в развитие. Повлиять на их выбор в пользу одного из вариантов могут следующие обстоятельства:
- сохранится ли традиция работать дистанционно;
- как кризис повлияет на количество проектов, под которые требуются новые мощности;
- каким будет курс рубля к доллару в ближайшие несколько лет;
- какие ограничения или, наоборот, послабления для игроков рынка ЦОД сделают на законодательном уровне;
- как будут финансироваться национальные и региональные программы.
Можно предположить, что карантинные ограничения стимулировали рост облачных сервисов и, соответственно, потребность в дополнительных мощностях. И хотя часть старых проектов все-таки будет заморожена или остановлена из-за кризиса, их перекроют новые, соответствующие сегодняшним потребностям бизнеса.
Подробнее о работе ЦОД в период карантина – в нашей статье «Работа ЦОД во время COVID-19».
Еще один фактор, стимулирующий рост рынка ЦОД, — это привязанная к доллару стоимость IT-оборудования. Пока она будет расти в рублевом эквиваленте, будет расти количество компаний, которым выгодно арендовать вычислительные мощности у крупных провайдеров, а тем строить новые центры обработки данных.
Коммерческий дата-центр — масштабный проект
Что выгоднее — строительство собственного ЦОД или аренда мощностей
Возьмем крупную компанию с разветвленной сетью филиалов и большими амбициями. Компания активно использует интеллектуальные инструменты, планирует собирать big data, чтобы лучше узнать своих клиентов и повысить качество обслуживания, и смотрит в сторону IoT. Очень скоро заметно вырастут объемы данных, которые она хранит и обрабатывает, и встанет вопрос о выделении новых мощностей. У нее есть три варианта:
- Построить ЦОД под свои задачи с учетом быстрого и большого увеличения данных.
- Построить ЦОД, чтобы использовать его ресурсы под свои задачи и продавать мощности другим клиентам, и на этом зарабатывать.
- Арендовать необходимые мощности в облаке и масштабировать их объемы по мере роста потребностей.
В случае с крупным бизнесом третий вариант может оказаться самым неудачным. Особенно если какой-то его долей владеет государство и необходимо хранить и обрабатывать персональные данные, или у компании завышенные требования к безопасности. Выбор между другими двумя вариантами зависит от ряда факторов:
- от решаемых бизнес-задачи и объемов данных, с которыми приходится работать;
- как эти данные собираются и обрабатываются;
- сколько бизнес готов платить за поддержание IT-инфраструктуры.
Одни компании изначально готовы к крупным капитальным вложениям, чтобы в перспективе получить ЦОД, который не только закрывает на 100 % их собственные потребности, но и приносит дополнительный доход. Другие согласны на большие траты, но планируют в будущем развивать только привычные для себя продукты. В любом случае крупным отраслевым игрокам и холдингам уже сегодня трудно обойтись без собственного ЦОД, и со временем эта зависимость будет только усиливаться.
Строительство ЦОД под коммерческие цели: что нужно знать
Консалтинговое агентство iKS-Consulting подготовило отчет «Российский рынок коммерческих дата-центров в 2018–2023» и сделало прогнозы относительно того, куда будет двигаться рынок в ближайшем будущем. Хорошая новость в том, что динамика увеличения количества стоек по-прежнему сохраняется несмотря на кризис и емкость рынка ЦОД будет прирастать в среднем на 13–14 %. Плохая – в том, что некоторый запланированный на 2021 год объем ввода новых стоек, возможно, будет выполнен позже запланированного, а ежегодный прирост рынка не превысит 8 %.
Результаты отчета позволяют предположить, что интерес к созданию больших коммерческих ЦОД в России сохранится — если начать строительство в текущем году, к моменту, когда ситуация в мире стабилизируется, их мощности как раз смогут удовлетворить отложенный спрос.
Однако бизнесу, который решится на подобный шаг, нужно быть готовым к тому, что продажа вычислительных ресурсов на сторону потребует намного больше вложений, чем открытие нового, но более традиционного направления в компании. Как минимум владельцу коммерческого ЦОД придется нести много дополнительных затрат на поддержание его работы, обеспечение безопасности и сохранности данных, сертификацию.
Это к тому же постоянная работа и подстройка под потребности будущих арендаторов, которые будут выдвигать условия по бесперебойному питанию, охлаждению, безопасному доступу к оборудованию или ресурсам.