Доказать ущерб от поставки электроэнергии низкого качества или сработать на опережение?
Некачественная электроэнергия — на чьей совести и за чей счет?
Перебои в поставке электроэнергии могут привести к простоям в работе бизнеса, снижению прибыли и проблемам с контрагентами. Кто отвечает за качество электроэнергии, как компании доказать, что она пострадала от некачественной услуги, и как защититься от подобных ситуаций в будущем?
Что считать некачественной электроэнергией
Для оценки качества электроэнергии обратимся к ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. В этом документе выделяют две категории изменения характеристик напряжения: продолжительные и случайные. Под продолжительными понимают длительные отклонения характеристик от номинальных значений, вызванных изменениями нагрузки. Случайные изменения также можно назвать внезапными — их вызывают непрогнозируемые события вроде повреждения оборудования или сложных погодных условий.
К продолжительным изменениям характеристик напряжения относят:
- отклонение частоты;
- медленные изменения напряжения:
- колебания напряжения и фликер;
- несинусоидальность напряжения;
- несимметрию напряжений в трехфазных системах.
К случайным изменениям относят:
- прерывания напряжения;
- провалы напряжения и перенапряжения;
- импульсные напряжения.
Еще одно важное условие качества электроэнергии — ее бесперебойная подача. Этот момент обязательно оговаривается в договоре с энергораспределяющей компанией.

Перебои с электропитанием могут обернуться для производственного предприятия огромными убытками
Перечисленные выше показатели влияют на бесперебойную и долговечную работу электрооборудования. Отклонения от номинальных значений могут привести к сокращению срока эксплуатации, ошибкам, сбоям и другим проблемам. Если для частного потребителя такой проблемой может стать выход из строя, к примеру, холодильника (он может сгореть из-за перенапряжения) и ламп освещения, то для предприятия — остановкой производственной линии, потерей большого массива данных и недоступными для его клиентов онлайн-сервисами.
Что делать с низким качеством электроэнергии: теория и практика
Электроэнергия — это товар с определенными свойствами. Если свойства не отвечают заявленным и потребитель сталкивается с проблемами, перечисленными в ГОСТ 32144-2013, он вправе требовать от поставщика электроэнергии приведения параметров в соответствие, а также возмещения ущерба, который был нанесен низким качеством электроэнергии.
На практике потребитель не всегда может контролировать качество потребляемой электроэнергии, так как для этого требуется специальное оборудование, достаточно сложное и дорогое. Самописцы, анализаторы сети и другие устройства необходимо не только приобрести и установить, но и обслуживать, обрабатывать данные, которые они собирают. Плюс замеры могут делать только специализированные субъекты со всеми необходимыми допусками, лицензиями, аккредитациями и т. п. Для бизнеса это дополнительная статья расходов, которую не всегда легко обосновать.
Есть и другие причины, по которым потребитель часто оказывается заложником проблемы некачественной электроэнергии. Между потребителем и электростанциями всегда есть посредники, поэтому сложно выяснить, кто стал истинным виновником остановки производственной линии или поломки оборудования: потребитель, электростанция или посредник. Электростанция в таких условиях может поставлять некачественную электроэнергию достаточно долго, не причиняя вреда электрооборудованию в текущий момент. Однако накопительный эффект в итоге приведет к тому, что оборудование потребителя все-таки пострадает — например, выйдет из строя раньше срока, заявленного производителем.
Пострадавшему от некачественной электроэнергии практически невозможно доказать правоту в правовом поле, если отклонения не фиксировались с помощью специального оборудования. Потребителю нужно убедить вторую сторону, что ему причинили реальный ущерб: показать размеры убытков, установить причинно-следственные связи между поставщиком электроэнергии и убытками, а также привести доказательства вины второй стороны. Шансы на успешный иск к энергетической компании повышается, если в одно и то же время пострадали разные потребители, которые составили коллективное заявление. В таком случае можно рассчитывать на возмещение убытков согласно заключенным при подключении договорам.
Как предупредить проблему
Оптимальный сценарий — сработать на опережение. Другими словами, не допустить, чтобы критичное для бизнеса оборудование (производственные линии, серверы с информацией, компьютерная техника, холодильное оборудование на складах) не страдало из-за скачков напряжения и других отклонений параметров электроэнергии от номинальных значений.
Предприятиям, которые зависят от непрерывного электроснабжения определенного качества, следует позаботиться об одиночных ИБП и готовом решении в виде системы бесперебойного питания, которое будет учитывать специфику объекта. Если для центра обработки данных параметры защиты строго регламентируются стандартами Tier, то остальные потребители могут выбирать защиту исходя из своих потребностей и финансовых возможностей. Например, в большинстве случаев у производственных станков имеет смысл запитывать от ИБП только модули управления, в то время как силовые части требуют огромных мощностей, а это обходится бизнесу неоправданно дорого.
Современный ИБП решает минимум две задачи: позволяет оборудованию корректно завершить работу, если внезапно прекратится подача электроэнергии, и защищает от искажений напряжения. А в комплекте со специализированным программным обеспечением — выполняет мониторинг и управляет работой устройств, объединенных в пределах одной инфраструктуры.