Ремонт ИБП: как и когда производится
Ремонтировать или заменить на новый? Разбираемся, что собой представляет ремонт ИБП, когда он действительно возможен и экономически оправдан, а также что необходимо знать о ремонтопригодности основных компонентов системы бесперебойного электропитания.

Неисправность ИБП может повлиять на работу всей серверной
Современные ИБП хорошо защищены от внешнего воздействия, проблем с электропитанием и даже от человеческого фактора. Эти интеллектуальные устройства оснащены предохранителями и другими средствами обеспечения безопасности, в том числе электронными, что позволяет минимизировать вероятность выхода из строя всего устройства. В таком случае ремонт будет относительно несложным — достаточно заменить неисправный компонент.
Каким может быть ремонт ИБП
В большинстве случаев необходимость в ремонте ИБП возникает в таких случаях:
- подошел к концу срок службы. Оборудование продолжительное время функционировало нормально, но из-за естественного износа больше не способно выполнять поставленные задачи;
- неправильная эксплуатация. Сюда также можно отнести и человеческий фактор, из-за которого возможно замыкание батарей, контакт с водой, возгорание;
Также ремонт ИБП можно классифицировать следующим образом:
- Плановые работы по техническому обслуживанию на самом деле не являются ремонтом в традиционном понимании. Некоторые детали действительно изнашиваются раньше, чем подойдет к концу срок службы всего ИБП. Именно поэтому их необходимо заменить в рекомендованные производителем сроки: чтобы позже не допустить остановку устройства уже из-за реальной поломки.
- Внеплановые ремонтные работы — это всегда форс-мажорная ситуация: возникает внезапно и неизвестно, чем закончится. Если ИБП находится на гарантийном обслуживании, замена неисправных компонентов не вызывает сложностей. Однако для оборудования старше десяти лет комплектующих может усложниться по ряду причин. Первая — когда ИБП уже не поддерживается производителем, снят с производства и новых компонентов просто нет в продаже. Но и в этом случае есть вероятность найти их на вторичном рынке. Вторая — когда новые компоненты есть у вендора, но из-за отсутствия складских запасов у дистрибьютора их поставка займет несколько недель. Также сейчас возникают проблемы с поставками комплектующих для всего иностранного оборудования.
Когда нужно ремонтировать ИБП
Выход из строя источника бесперебойного питания ставит компанию перед выбором: отремонтировать его или все-таки купить новый, с улучшенными характеристиками и который точно проработает на несколько лет дольше. Однако на практике решение принимается только после детального анализа конкретной ситуации. Учитываются следующие факторы:
- что послужило причиной поломки и сколько комплектующих внутри ИБП она затрагивает;
- сколько времени отработал ИБП до поломки;
- сколько стоит деталь, подлежащая замене;
- в какие сроки может быть поставлена новая деталь.
После этого делается вывод об экономической целесообразности ремонта. В некоторых случаях действительно имеет смысл купить новый ИБП: например, когда стоимость комплектующих настолько высока, что незначительный срок службы устройства после их замены не станет весомым аргументом в пользу ремонта. Или другая ситуация: когда необходимо слишком долго ждать поставку новой детали, в то время как рабочий ИБП нужен как можно быстрее.
Если все-таки возникает необходимость заменить неисправный ИБП на новый с более высоким КПД. Клиенту это гарантирует более высокую эффективность работы системы энергообеспечения. Если при этом была выбрана модульная модель вместо моноблочной, будут и другие преимущества. Например, простое масштабирование предполагает, что большинство компонентов поддерживают «горячую замену» — без отключения нагрузки. В долгосрочной перспективе использование модульных ИБП способно снизить затраты как на обслуживание, так и на оплату электроэнергии.
Кому доверить ремонт ИБП
Ремонт ИБП должен выполняться сотрудниками сервисной службы, имеющими релевантное образование и необходимые для этого лицензии. Все перечисленное дает им возможность и право не только заменять неисправные детали на рабочие, но и выполнять тонкую настройку программного обеспечения.
На практике ремонт всегда начинается еще до выезда инженера на объект: вначале тот собирает максимум информации о том, что происходило с ИБП до поломки и/или в момент поломки. Например, большое значение играют обстоятельства, при которых устройство вышло из строя: работало в обычном режиме или находилось в процессе обслуживания. Также принципиальным будет текущее состояние ИБП: продолжает ли он работать с перебоями или не включается вообще.
Современные ИБП способны самостоятельно диагностировать неисправности и предупреждать о них пользователя.
Первичный сбор информации помогает специалисту принять решение о том, какие инструменты и запасные компоненты необходимо взять с собой на выезд, а также спланировать работу уже на месте поломки. Там по результатам диагностики он сделает окончательный вывод о том, что послужило причиной неисправности и какой компонент нуждается в замене. После согласования с клиентом его покупки и доставки эта деталь заменяется, а ИБП проходит полное тестирование перед окончательным вводом в эксплуатацию.