Бесплатный звонок по России:

8 800-250-33-99

Ваша компания:

Ваша компания — -?

Бесплатный звонок по России:

Инженерные центры

Инженерный центр Темпесто
(г. Санкт-Петербург):

Yakovlev@tempesto.ru

Например, система бесперебойного питания

Шинопроводы в ЦОД

Шинопроводные системы, они же шинопроводы, все чаще заменяют кабельные системы в дата-центрах. Разбираемся, что представляют собой шинопроводы, чем отличаются от кабелей и где без них не обойтись.

Традиционные кабельные системы подкупают доступной стоимостью и универсальностью. Однако это проверенное временем решение не устояло под натиском «конкурента» – шинопровода. Он выполняет ту же задачу – передает и распределяет электроэнергию, – но конструктивно отличается от кабеля.

Конструктивные особенности шинопровода

Шинопровод – это устройство в виде пакета изолированных шин в жестком корпусе. Внутри может быть наполнение из меди или алюминия, корпус обычно стальной, реже алюминиевый. Металлический корпус шинопровода надежно защищает содержимое от внешнего воздействия, что подтверждается соответствующей маркировкой (от IP55 до IP68).

В отличие от кабеля, конструкция шинопровода обеспечивает равномерное распределение плотности тока по сечению проводника. В шинопроводе меньше падает напряжение и меньше теряется электроэнергии при передаче. Отчасти потому шинопроводы и предпочитают использовать вместо кабелей: это выгоднее в долгосрочной перспективе.

На фото – фрагмент шинопровода

Все шинопроводы – заводские изделия, которые поставляются заказчику (в нашем случае дата-центру) в виде отдельных секций фиксированной длины и формы. Это упрощает монтаж: техническому специалисту достаточно собрать «конструктор», последовательно выполнив рекомендации из инструкции. Так экономится до 50–70 % времени, требующегося на разводку аналогичной кабельной трассы. Для последующего подключения потребителей, например элементов системы охлаждения, используют стыковочные модули.

Разновидности шинопроводов

На первый взгляд шинопроводы выглядят простыми однотипными устройствами. Но на практике их делают в нескольких конфигурациях, которые определяют свойства и область применения.

Внутри трехфазного шинопровода проходят четыре кабеля, а корпус служит защитным проводником. Если требуется изделие для больших номиналов, его изготавливают с двойным пакетом шин. У крупных производителей есть конфигурации с функциональным заземлением и двойной нейтралью. Они предназначены для центров обработки данных и промышленных объектов с электрооборудованием, которому нужна дополнительная защита от помех.

При изготовлении шинопроводов используют такие виды изоляции:

  • воздушную: внутри металлического корпуса между шинами находится воздух, а номинальный ток шинопровода ограничен 800 А;
  • твердую полимерную: шины обернуты изоляцией в виде майларовой или полиэстерной пленки и плотно уложены в металлический корпус из стали или алюминия; конструкция получается компактной и выдерживает токи до 5000 А (с алюминиевыми шинами) и до 6300 А (с медными шинами);
  • литую: изготовлена на основе эпоксидной смолы. Ее заливают в корпус, что делает шинопровод безопасным, устойчивым к агрессивному воздействию, в том числе ультрафиолетовому излучению (соответственно, его можно прокладывать за пределами помещения). Номинальный ток ограничен 6300 А.

В зависимости от способа применения различают распределительные (магистральные), осветительные и троллейные шинопроводы. В дата-центрах встречаются решения первого типа. Они передают электроэнергию от главного распределительного щита до групповых щитов и крупных потребителей.

На фото – ЦОД с системой шинопроводов


Преимущества шинопроводов перед кабельными системами

Компактное исполнение

Шинопроводные системы занимают меньше места, чем аналогичные по функционалу кабельные. Даже если эстетические характеристики ЦОД не так важны, плюсы первых все равно очевидны: монтажники потратят меньше времени на прокладку электросистемы, а техперсонал быстрее справится с сервисными работами.

Экономичность

Использование шинопроводов помогает экономить электроэнергию, которую потребляет дата-центр, за счет  уменьшения сопротивления и улучшения теплоотвода через металлический корпус. Плюс шинопроводы выгодны за счет доступной стоимости реализации проекта, так как сокращается время работы монтажников, требуется меньше кабельных лотков, распределительных щитов, выключателей и других аксессуаров.

Модульность и мобильность

Шинные системы – как продвинутый конструктор для взрослых. Их комплектацию можно менять (обычно дополнять новыми элементами), разбирать и заново монтировать на новом месте. Последнее полезно, если дата-центр перевозят в другое здание. И модульность, и мобильность позволяют снизить капитальные затраты на приобретение шинопроводов, сэкономить деньги в случае переезда или перепланировки.

Технические специалисты потратят меньше времени на монтаж, демонтаж и повторный запуск системы. Еще один плюс – при прокладке потребуется минимум необходимых распределительных щитов, так как подключают напрямую от ответвительных коробов. А размещение последних можно менять или добавлять к ним новые.

Пожаробезопасность

В отличие от кабельной системы, шинопровод защищен от повреждения огнем. При пожаре он не выделяет токсичные вещества, а благодаря металлическому кожуху еще и служит противоогневым барьером. Так как проводники обычно изолированы и плотно уложены, исключается появление воздушных зазоров, потому выделяемое тепло отводится через корпус: он выступает аналогом радиатора охлаждения. 

Недостатки шинопроводов

Главным неудобством работы с шинопроводами называют долгий срок их поставки. Так как мы имеем дело не со стандартной складской позицией, потребуется время на изготовление. Проектированием и монтажом шинопроводных систем должны заниматься высококлассные специалисты. Они знают тонкости процесса и не допускают ошибок, которые могут стать критичными в процессе эксплуатации ЦОД, и тогда владельцы бизнеса теряют деньги и время на их исправление.

В каком ЦОД нужна шинопроводная система

На этапе строительства ЦОД необходимо решить, какая система распределения электроэнергии лучше справится со своими задачами: шинопроводная или кабельная. Не всегда этот выбор очевиден, в ряде случаев правильное решение напрямую зависит от размеров центра обработки данных.

В небольшом коммерческом дата-центре достаточно кабельной системы. Ее монтаж не такой трудоемкий, как в крупном ЦОД, а готовое решение будет универсальным и гибким. Так как небольшие дата-центры не рассчитаны на стремительное увеличение количества стоек, это позволит растянуть по времени капитальные затраты.

В крупном ЦОД другая ситуация: нужно сократить время монтажа, упростить обслуживание и предусмотреть масштабирование вычислительных мощностей. С этими задачами справится шинопровод, который специально разработан для дата-центра и учитывает особенности его эксплуатации.

Выбор в пользу шинопроводной системы также очевиден там, где требуется проложить трассы для передачи больших мощностей. Однако в машинных залах, особенно в невысоких помещениях, по-прежнему можно обойтись кабельными решениями.

На фото – шинопроводы в дата-центре

Оптимальным выбором станут системы шинопроводов, разработанные с учетом особенностей конкретного заказчика. Например, некоторые производители предлагают гибкие и безопасные решения для распределения электропитания низкого напряжения. Это шинопроводы, в которых используется заливка эпоксидным компаундом: она повышает степень защищенности конструкции, делает ее более надежной и безопасной в эксплуатации в любых климатических условиях.

Что нужно учитывать при эксплуатации шинопровода в ЦОД

  • Выбирать продукцию, сертифицированную по российским и международным стандартам.
  • Контролировать температуру шинопровода и не допускать его перегрева. Некоторые шинопроводы с завода поставляют с системами контроля за температурой нагрева секций.
  • Безопасными шинопроводы делает их конструкция. Многие ошибки исключаются автоматически, особенно там, где они происходят из-за человека, – все компоненты заводских шинопроводов соответствуют правилам безопасности в ЦОД.
  • Шинопроводную систему в процессе эксплуатации можно модифицировать, в том числе доукомплектовать автоматической системой, которая контролирует распределение энергии и выполняет мониторинг системы электроснабжения в реальном времени.
  • Шинопроводы практически не нуждаются в специальном обслуживании при соблюдении правил эксплуатации. Срок их службы в среднем 25–30 лет.

Возврат к списку